Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- Уголовный кодекс Российской Федерации,
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Федеральные законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму»,
- Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.
Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.
С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.
Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:
- инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
- инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
- проведение осмотров территории и помещений;
- организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
- организацию пропускного режима;
- организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
- информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
- проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
- плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
- проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
- инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
- Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
- Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и системы контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
- Составить паспорт антитеррористической защищенности.
- Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
- Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
- Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
- Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
Документ по антитеррористической защищенности
В каждом образовательном учреждении должен быть паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
- есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
- представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
- отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
- есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников;
- своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.
Противодействие идеологии терроризма и экстремизма
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
УМВД России рекомендует гражданам:
Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- ни в коем случае не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
- не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами, это может привести к взрыву;
- зафиксируйте время обнаружения находки и незамедлительно сообщите в территориальный орган полиции;
- примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
- не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.
Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.
ПАМЯТКА при угрозе террористических актов
ПОМНИТЕ! Террористические группы могут установить взрывные устройства на объекте в самых неожиданных местах (в помещениях военного городка, подвалах строящегося здания, в местах массового скопления людей, трансформаторных будках, в припаркованных машинах, на рабочих местах и т.д.).
Правильные, грамотные действия каждого гражданина могут предупредить террористический акт, значительно снизить его последствия, сохранить Вашу жизнь и жизнь других.
Требования безопасности при угрозе проведения террористического акта
1.Быть предельно внимательными к окружающим Вас людям. Ни при каких условиях НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПАНИКИ!!!
2. Обезопасьте свой объект, служебное место:
- выполнить противопожарные мероприятия и обеспечить их постоянное соблюдение;
- проверить места возможного заложения взрывных устройств и создание взрывоопасных воздушных смесей;
- не оставлять без внимания появление рядом с вами посторонних лиц, на стоянке – незнакомых автомобилей, закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;
- о всех подозрительных предметах сообщать непосредственному командиру (начальнику).
Вы обнаружили взрывоопасный предмет
Террористические группы могут использовать как промышленные, так и самодельные устройства, замаскированные под любой предмет.
Заметив подозрительный предмет:
1. Не подходите близко к нему, не трогайте руками и не пытайтесь открывать.
2. Через других лиц сообщите о находке своему непосредственному командиру (начальнику).
3. Не разрешайте военнослужащим, случайным людям подходить к опасному предмету, прикасаться к нему или пытаться обезвредить до прибытия представителей МВД и ФСБ России.
Совершая поездки в транспорте (особенно в метро), обращайте внимание на оставленные предметы (сумки, портфели, свертки и т.д.).
При обнаружении таких предметов немедленно сообщите водителю (машинисту) или любому сотруднику полиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей.
Обычно взрывные устройства закладывают в подвалы, на первых этажах, под лестницей около мусоропровода. Будьте внимательны!
Если произошел взрыв
1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. Продвигаться следует осторожно, не трогать поврежденные конструкции, оголившиеся провода.
3. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спички, свечи, факел и т.д.).
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным носовым платком (лоскутом ткани, полотенцем)
5. При наличии пострадавших, примите меры по оказанию первой медицинской помощи и выходу из района поражения.
6. Действуйте в строгом соответствии с должностными обязанностями.
В случае необходимой эвакуации выполните соответствующие мероприятия. При невозможности эвакуации (из здания, помещения) найдите возможность оповестить о месте своего нахождения (например – выйти на балкон, выбить стекло, и т.д.).
Вас завалило обломками стен
1. Успокойтесь, не падайте духом.
2. Старайтесь дышать глубоко, ровно, не торопитесь.
3. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.
4. Голосом и стуком привлекайте внимание людей к себе.
5. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. д.) для обнаружения вас металлоискателем.
6. Если пространство около Вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи – берегите кислород.
7. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала. Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
8. По возможности укрепите отвисающие балки или потолок с помощью других предметов (доски, кирпич и т.п.) и дожидайтесь помощи. Помните – помощь придет.
Рекомендации по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве
в условиях проведения Специальной военной операции на Украине
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях информационное пространство становится важнейшей ареной для распространения идеологии терроризма, которая представляет собой одну из главных угроз безопасности общества и государства. Террористические организации активно используют цифровые платформы для вербовки, пропаганды, координации действий и распространения дезинформации. Их деятельность наносит значительный вред не только физической безопасности граждан, но и их моральным, культурным и духовным ценностям.
Согласно части II Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» сеть «Интернет» вошла в список основных источников экстремизма и терроризма как одно из средств коммуникации, используемых для пропаганды деструктивной идеологии, привлечения новых членов в ряды экстремистских и террористических организаций, а также организации и координации совершения преступлений.
С развитием Интернета как канала коммуникации инструменты для распространения деструктивной идеологии становятся все более изощренными. Среди таких технологий — дипфейки (deep fake), которые позволяют не просто передавать информацию, но и искажать реальность, создавая убедительные, но при этом вымышленные факты. Эти технологии позволяют манипулировать аудио- и видеоматериалами, что особенно опасно в контексте пропаганды терроризма.
По информации АНО «Диалог Регионы», с января по ноябрь 2024 г. выявлено более 3,5 тыс. «уникальных фейков» (общее количество просмотров превысило 10 млрд), а также свыше 6,7 млн «копий фейков».
С начала 2024 г. наибольшее количество недостоверных общественно значимых материалов выявлено по тематикам, касающимся Специальной военной операции на Украине, политической сферы и социально значимых происшествий. Наиболее популярными площадками для распространения «фейковой» информации по-прежнему остаются мессенджеры и социальные сети: Telegram, ВКонтакте и Одноклассники.
Инструменты создания фейков, в основе которых заложена манипуляция восприятием, психологией доверия и технические возможности в текущем году не изменились. Контент часто создается с упором на сильные негативные эмоции, чтобы снизить критическое восприятие. Кроме того, в целях создания дипфейков используется искусственный интеллект для подделки голоса, видео и фотоизображений, создавая максимально правдоподобные материалы. Ниже представлены ключевые инструменты:
- влияние авторитета и намеренная дезинформация — искажение информации, либо ложные заявления, призванные создать неверное представление о ситуации у аудитории;
- эффект первого впечатления — часто аудитория верит первой услышанной информации, даже если она позже опровергается;
- скорость распространения — фейки распространяются быстрее, чем проверенные данные, из-за их провокационного характера;
- высококачественные дипфейки — использование архивных фото- и видеоматериалов, а также изображений, созданных в специальных программах (наиболее распространенными являются архивные видео, вырезанные или склеенные при помощи монтажа части видео);
- подмена источника — распространение поддельных официальных документов от имени федеральных и региональных органов власти.
В совокупности эти механики создают замкнутый круг, где сложность фейков делает их трудными для разоблачения, а доверие аудитории усиливает их воздействие.
Фейки часто ориентированы на определенные группы людей, используя их культурные или политические убеждения. Особую опасность представляет вовлечение в деструктивную идеологию молодежи — наиболее активной и уязвимой аудитории. Для того, чтобы обеспечить защиту граждан от влияния таких идей, важно не только выявлять угрозы, но и внедрять эффективные
инструменты противодействия, в том числе профилактические меры по защите
граждан от влияния радикальных идей.
Анализ материалов, представленных исполнительными органами и органами местного самоуправления Ставропольского края показал, что деятельность по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве в условиях проведения Специальной военной операции на Украине в целом проводится на должном уровне, вместе с тем необходимо уделить внимание и выстроить работу по следующим ключевым критериям контроля:
- «Взаимодействие с блогерами, популярными группами и каналами в социальных сетях»,
- «Поддержка кибердружин»,
- «Онлайн мероприятия»,
- «Городское пространство (баннеры, муралы и т.д.)».
В условиях продолжающихся вызовов и появления новых угроз становится очевидным, что для усиления достигнутых успехов требуется разработка и внедрение дополнительных мер по указанным направлениям.
Настоящие рекомендации направлены на создание такой системы, способной предотвратить распространение идеологии терроризма в информационном пространстве и обеспечить устойчивость общества к информационным угрозам.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При подготовке Рекомендаций на 2025 год использованы методические подходы, примененные в рамках проектов текущего года. Учтены положительные результаты проведенных мероприятий по формированию критического мышления у молодежи, обучению педагогов выявлению признаков негативного информационного воздействия, предоставлению новых методик профилактической работы.
В целях повышения эффективности работы по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве Минцифры России рекомендует учесть предложения по следующим направлениям профилактической деятельности:
1. Производство антитеррористического контента:
- повышение качества производимого контента, направленного на борьбу с идеологиями терроризма и неонацизма, в том числе с учетом условий (реалий) проведения СВО;
- учет рекомендаций Национального антитеррористического комитета, направленные ведомством в адрес Антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации (ноябрь 2022 г., № 11 /П/3-1856);
1.3 интеграция материалов антитеррористического характера в востребованный аудиторией контент путем организации взаимодействия с популярными в регионе блогерами, телеграм-каналами, пабликами в социальных сетях с ежедневным охватом более 5% населения региона (в направляемых в Минцифры России отчетных материалах рекомендуется отражать ссылки, подтверждающие размещение такого контента);
1.4 взаимодействие в целях получения дополнительных материалов при производстве контента со следующими организациями:
Справочно:
ФГБУ «Дом пародов России» (https://domnarodov.ru/);
Федеральный проект «Без срока давности» (https://безсрокадавности.рф);
ООГПО «Российское общество «Знание» (https://znanierussia.ru/);
ООД «Поисковое Движение России» (https://rf-poisk.ru/).
АНО «Институт развития интернета» (social-ads-feedback@iri.center);
АНО «Диалог Регионы» (через вице-губернаторов с Центрами управления регионами);
2. Проведение информационно-разъяснительных мероприятий с населением:
2.1 разъяснение принципов и методов деструктивной работы иностранных Центров информационно-психологических операций (ЦИПсО), украинских специальных служб, националистических и неонацистских организаций и международных террористических организаций, таких как:
а) распространение недостоверной (фейковой) информации в сети Интернет, в т.ч. направленной на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) оказание психологического воздействия на граждан для вовлечения в преступную деятельность (передача конфиденциальной информации иностранным разведывательным службам, поджоги военных комиссариатов, диверсии);
2.2 информирование о необходимости обращаться в правоохранительные органы по фактам обнаружения интернет-ресурсов, содержащих деструктивный контент;
2.3 развитие навыков медиаграмотности и кибергигиены (необходимость проверять (верифицировать) информацию, получаемую из родительских, рабочих и иных тематических чатов, пабликов, телеграм-каналов и пр.);
2.4 информирование студентов образовательных учреждений об опасности распространения ложных новостей, в том числе создаваемых с использованием технологии «deep fake», с разъяснением рисков вовлечения в террористическую деятельность через сеть «Интернет»;
2.5 информирование о последствиях совершения преступлений (включая уголовную ответственность), связанных с осуществлением диверсий и терактов на военных, промышленных, дорожных и иных инфраструктурных объектах Российской Федерации, передачей конфиденциальной информации иностранным разведывательным службам и пр.;
2.6 разъяснение причин проведения СВО (с привлечением действующих участников и ветеранов СВО), освещение преступлений киевского режима и его пособников.
- Мониторинг информационного пространства и поддержка кибердружин:
- организация мониторинга интернет-пространства, в том числе с привлечением кибердружин;
- предоставление возможности получения квалифированной психологической помощи, прохождения реабилитационных программ, а также ротации внутри добровольческих объединений лицам, задействованным на постоянной основе в деятельности по мониторингу интернет-пространства (учитывая риски воздействия деструктивного контента на участников кибердружин);
- взаимодействие с ^-подразделениями для разработки специализированного программного обеспечения, обучение добровольцев и членов кибердружин работе с ИИ-инструментами;
- направление деструктивного контента, обнаруженного в рамках мониторинга интернет-пространства, в правоохранительные органы, Центральный аппарат Роскомнадзора и Росмолодежь посредством электронной формы обращений на сайтах:
https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/ (общая форма для материалов из СМИ, сети Интернет и пр.);
https://eais.rkn.gov.ru/feedbackJ (только для материалов из сети Интернет);
https://fadm.gov.ru/feedback/contact-agency/ (общая форма):
3.5 учет образовательными организациями результатов мониторингов, проводимых среди студенческой молодежи и позволяющих выявить факторы, влияющие на распространение идеологии терроризма среди обучающихся.
- Продвижение и повышение узнаваемости образов героев Российской Федерации в общественном сознании:
- Поддержка проектов, направленных на увековечивание памяти наших соотечественников, участвовавших в современных военных конфликтах, в том числе с задействованием элементов городской среды для создания художественных объектов («муралы», скульптуры, памятные таблички).
- Реализация мероприятий в сфере государственной политики для детей и молодежи, способствующих формированию социально ответственной личности
- создание и распространение контента, продвигающего традиционные духовно-нравственные ценности в детской и молодежной среде;
- создание условий для участия детей и молодежи в патриотических проектах и программах, в том числе общественно-полезного туризма;
- участие во всероссийских добровольческих и общественных объединениях, развитие инфраструктуры добровольчества;
- создание условий для самореализации молодежи через формирование системы выявления талантов, поддержки молодежных инициатив и проведение мероприятий на базе молодежных образовательных центров;
- повышение доступности дополнительного образования.
- Для субъектов Северного Кавказа и Поволжья, в которых исповедуются традиционные для России течения в исламе:
- Разработка и реализация мер, направленных на производство и распространение среди обучающихся образовательных учреждений графических и аудио-визуальных материалов, демонстрирующих национальные костюмы этих народов.
При подготовке рекомендаций Минцифры России были собраны и выделены отдельные региональные проекты, продемонстрировавшие свою эффективность и способствующие укреплению общественной сплоченности и устойчивости к террористическим угрозам.
Медиаграмотность подразумевает навыки поиска, анализа, оценки и создания информации, а также понимание основ функционирования медиа-систем. Некоторые методы развития медиаграмотности:
- Анализ новостных материалов. Учащимся предлагают проанализировать несколько новостей из различных источников. Задача — выявить различия в подаче информации, оценить степень объективности и понять цели авторов публикаций.
- Создание инфографики. Это визуальный формат представления сложных данных, который облегчает их восприятие. Учащиеся могут создавать собственную инфографику на заданную тему, используя доступные инструменты и ресурсы.
- Веб-квесты. Это интерактивное упражнение, требующее от учащихся последовательного выполнения задач, связанных с поиском информации в интернете. Такой метод подходит для обучения работе с большими объёмами данных и критической оценке полученной информации.
- Проектная работа. Проектная деятельность позволяет учащимся применять свои знания на практике. Можно предложить ученикам разработать мультимедийный проект на интересующую их тему, включающий использование различных средств массовой информации.
- Дискуссии и дебаты. Такие формы работы развивают критическое мышление и навыки аргументирования. Учителя могут предлагать ученикам обсудить актуальную тему, связанную с медиа, например, влияние социальных сетей на молодое поколение.